toihara (toihara) wrote,
toihara
toihara

Category:

РАСЦВЕТ НИКОЛАЕВСКА В КОНЦЕ ХIХ И НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

Авторский текст Юзефова В.И., бывшего директора краеведческого музея г. Николаевска-на-Амуре, коренного "николаевца", автора книги «Годы и друзья старого Николаевска»


Николаевск конца XIX и начала XX столетия (т. е. в очередной свой период подъема и процветания) представлял собой смешение различных национальностей и религий. Так, например, в 1914 г. население, прописанное в городе, насчитывало 15 443 человека (кроме сезонных рабочих, приезжавших на летнюю и осеннюю путину, в количестве, достигающем 15 тысяч человек).




Из 15 443 человек — русских насчитывалось в городе 11 840 человек, русских подданных корейцев — 466 человек, прочие русские подданные национальности (украинцы, белорусы, евреи, поляки, татары и т. д.) — 1154 человека, иностранцы (американцы, англичане, немцы, французы и т. д.) — 52 человека, китайцы — 1179 человек, корейцы — 371 человек, японцы — 381 человек.

николаевский китайский купец

Поэтому неудивительно, что наряду с национальными диаспорами в городе вместе с православной общиной существовали общины: католические, евангельских христиан, буддийские, синтоистские, мусульманские, иудаистские и т. д. Кстати, и православная община была так же неоднородной — в городе наряду с православными, придерживавшимися канонов официальной православной религии, было довольно значительное число старообрядцев (раскольников). 


Наиболее крупные по численности общины имели свои большие храмы — православная имела собор и церковь, иудаистская — синагогу. Общины поменьше имели небольшие храмы: старообрядцы — две молельни, буддисты — кумирню. И все  мирно уживались друг с другом.








Самый первый из них собор Николая-святителя Чудотворца был открыт в 1858 г., но в 1912 г. «за ветхостью» он был снесен. К 1917 году в городе действовала кладбищенская церковь с колокольней и строился величественный в каменно-деревянном исполнении Градо-Николаевский Приморский собор. Была также православная домовая церковь при реальном училище.


 В 1920 г. по приказу Тряпицына город был полностью уничтожен, тогда в огне и пламени погибли все церкви, часовни, кумирни всех николаевских конфессий, построенные как в XIX столетии, так и в начале XX. 


К 1861 г. центр Приморской области город Николаевск-на-Амуре принял вид довольно оживленного городка, напоминающего городки американского Дальнего Запада. А дело заключалось в том, что первые американские купцы, обосновавшись на Нижнем Амуре, через год-два завезли из Сан-Франциско деревянные 1,5—2-этажные сборно-щитовые дома, которые своим необычным видом несколько оживили центральные улицы Николаевска. А прошло всего несколько лет, как и некоторые николаевские обыватели (чиновники, купцы) так же стали заказывать в том же Сан-Франциско такие же сборные дома и возводить их на городских улицах. К 1864— 1865 годам были застроены и заселены Госпитальная (самая первая улица будущего города), Большая, Петропавловская, Соборная, Камчатская, Штабная, Солдатская, Американская и Амурская улицы.


Первые признаки экономического подъема на Нижнем Амуре уже можно было наблюдать в 1895 году, когда в низовьях Амура быстрыми темпами стали развиваться рыбная, горнорудная и лесная отрасли хозяйства. В связи с этим в самом Николаевске ежегодно увеличивается численность населения. В 1905 г. число горожан превысило 10 тысяч человек. В 1912 г. в Николаевске насчитывалось прописанного населения 12 516 человек, а в 1914 г. — 15 443 человека, не считая сезонных (путинных) рабочих, число которых в иные годы достигало 15 тысяч человек.


Превращение Николаевска в один из важнейших административных центров Дальнего Востока, в главный транзитный пункт Приамурья и Охотоморья, а также подъем в развитии отраслей хозяйства и торговли на Нижнем Амуре — все это сказалось на внешнем облике старинного русского города в устье Амура. 


В 1854 г. командующий Сибирской флотилией Казакевич П.В. с паспортом на имя купца первой гильдии Соловьева выехал в Северо-Американские Соединенные Штатех (САСШ), как тогда назывались нынешние США и находился там почти 1,5 года. Перед ним была поставлена задача — закупить для Сибирской флотилии новейшие корабли, а для Николаевского адмиралтейства — современное судоремонтное оборудование. Задание было выполнено блестяще. В послужном списке Казакевича появилась запись: «Все выше прописанные поручения исполнены с отличным успехом и по последнему из них купленные в Америке пароходы и механическое заведение доставлены в полной исправности на устье реки Амур в Николаевск».





И порт, и адмиралтейство строились одновременно. 2 мая 1862 г. в Николаевске была построена первая пристань, через два года — вторая. В 1863 г. в порту вошла в строй кузница с паровым молотом, двумя подъемными кранами, сварочной печью и паровиком. Кроме того, кузница была оборудована еще 8 горнами — 6 двойных и 2 одинарных. Горны были отлиты из чугуна по образцам, присланным из Кронштадта. Кузнечный цех, кроме обслуживания кораблей Сибирской флотилии, также выполнял заказы и нужды артиллерии (Константиновский форт, нижнеамурские батареи), телеграфа и частных пароходов. Надо сказать, что кузнечный цех выполнял даже очень сложные задания. Например, склепывание котла для шхуны «Восток» или наваривание конца сломанного вала для корвета «Богатырь» и т. д. В 1862—63 годах в порту вошли в строй также шлюпочная, такелажная и парусная мастерские. Все эти меры — строительство причалов, складских помещений, создание портового флота — способствовали быстрой разгрузке судов, прибывающих в Николаевский порт. В 1865 г. на частные товары, проходившие через порт, была установлена пошлина, от которой освобождались лодки и баржи, прибывшие из окрестных мест, с рыбой и овощами и груз пассажиров, отъезжавших или приезжавших в Николаевск.


Николаевский-на-Амуре порт и адмиралтейство строили матросы 27- и 28-го флотских экипажей. К 1863 г. здесь уже функционировали кожевенный цех, пожарное депо, пильный завод с отделением для выпилки столярных заготовок, механическое ремонтное заведение с новейшими по тому времени станками. В 1864 г. при пильном заводе была построена столярная мастерская, введены три паровых котла и т. д. Два мощных паровых котла приводили в движение все пилы и станки. В том же году вошла в строй литейная мастерская, в которой вагранками отливались изделия до 10 тонн весом. Узкоколейная железная дорога соединяла литейку с механическим заведением. Адмиралтейство располагало двумя эллингами для закладки, строительства и спуска на воду нового судна. В одном из них 2 февраля 1867 г. была заложена винтовая парусно-моторная канонерская лодка с деревянным корпусом «Нерпа» (длина — 33,5 м; ширина — 7,6 м). Правда, строилась она уж больно долго — целых десять лет и была спущена на воду в 1877 г., вела сторожевую, лоцманскую, посыльную, гидрографическую службу в морях Тихого океана. Исключена из списков флота в 1892 г. Ее именем названо три бухты в Японском море. В этом же эллинге строились и другие средние и более мелководные морские суда и речные пароходы, как с железным, так и с деревянным корпусом. Во втором эллинге — меньшем по размеру — строились мелкие суда: шлюпки, вельботы, баржи, кунгасы и т. п. За 1861—1865 годы в адмиралтействе было построено 3 морских, 3 речных судна, 65 гребных судов, 7 шаланд, 6 барж, собрано 16 пароходов и 3 баржи. За эти же годы в адмиралтействе было отремонтировано 3 морских судна, 2 речных парохода, 25 гребных судов и шаланд и 10 барж.



В 1856 г. Николаевск становится не просто российским городом на дальневосточной окраине, но и административным центром Приморской области. Город быстро строился, поэтому в нем значительно увеличился процент гражданского населения. Получив статус города, Николаевск получил право собственности на все полученные или приобретенные земли, пастбища, реки, рыбные участки, лесные дачи и т. д. Город мог создавать на своих землях промыслы, устраивать, содержать и сдавать в наем харчевни и трактиры, иметь гостиный (торговый) двор, клейменые весы и меры, устанавливать отбраковку товаров, проводить еженедельные торги, годовые ярмарки, открывать учебные заведения и т. д.


С 1862 г. связь между николаевскими обывателями, то есть гражданами города, и администрацией Приморской области стал осуществлять городовой староста, выбранный наиболее состоятельной частью городского населения по сословиям. Так, в 1862 г. в Николаевске-на-Амуре была введена городская избирательная система. 


5 июля 1862 года первым городским старостой, как это не парадоксально, был избран купец второй гильдии германский подданный Вальтер Фризиус.
Город рос не по дням, а по часам, и одному человеку справляться с городскими нуждами — школы, водоснабжение, борьба с пожарами, благоустройство, уличное освещение — стало явно не под силу. Поэтому в Николаевске создается городское управление с минимальным штатом, возглавляемое городским старостой. Фризиус как городской староста оставил о себе добрую память. Он добился взимания в пользу города нескольких процентов с русских и иностранных купцов — из сумм, взимаемых с их оборота, — на покрытие не только городских нужд, но даже на строительство в гавани отдельной городской пристани. Примерно в 1877 году Петербург разрешил создать в Николаевске городское управление в полном объеме, т. е. распорядительный (законодательный) орган — городскую думу, и исполнительный орган — городскую управу. Почти в неизменном виде Николаевское городское самоуправление просуществовало до марта 1918 года.




здание городской управы

Город с каждым годом расширялся в своих границах и стал намного красивее, чем он был в 60-е годы XIX столетия. На 1 января 1917 г. непосредственно сам город занимал площадь 420 десятин (457 га). Весь же земельный надел города исчислялся в 10 668 десятин земли (11 628 га), из которых леса составляли 3500 десятин (3815 га), луга и сенокосы — 1543 десятины (1682 га), усадебная земля — 5625 десятин (6131 га).


Если в начале XX столетия в городе насчитывалось 24 улицы, 5 переулков, 3 площади, то на 1 января 1917 г. Николаевск был разбит на 3 полицейских части (городских района) и насчитывал 13 проспектов, 41 улицу, 6 площадей и 3 предместья. В этот же период в городе было зарегистрировано 2107 зданий, из которых 17 — каменных, 4 — полукаменных, остальные — деревянные. Из 2107 зданий — 1200 являлись жилыми с общей жилой площадью примерно в 30 тысяч квадратных сажен (136 567 м2), т. е. на одного николаевца в среднем приходилось около двух кв. сажен (9 м2).


Николаевск -на-Амуре довольно часто посещали иностранные корабли — японские, норвежские, германские, английские, американские и др. Сообщение между Николаевском и Амгуно-Кербинским золотопромышленным районом в летнее время поддерживалось по реке Амгунь (почта, груз, пассажиры) мелкосидящими пароходиками золотопромышленника Генрихсена «Муром» и «Амгунец».
Для стоянки и погрузочно-разгрузочных операций речных и морских судов в Николаевской гавани кроме причалов морского порта функционировало еще 9 речных пристаней с необходимым количеством складских помещений, принадлежащих городу, различным ведомствам и торгово-промышленным фирмам: почтово-телеграфная, Эммери, Небеля, городская, Чурина, Алексеева, морского ведомства, Амурского общества пароходства и торговли и Торгового дома «Кунст и Альберс».


В летнее время связь города с рыбными промыслами и поселками в Амурском лимане, на Северном Сахалине и побережьем Татарского пролива осуществлялась судами малого каботажа. На 1 марта 1917 г. было зарегистрировано в Николаевске — 54 катера, 40 шхун, 20 барж, 98 халок, 54 рыбницы, 563 кунгаса, 135 шампунок и 296 лодок. С 1914 г. весь малый каботаж сосредоточился в руках русского населения: рыбопромышленников, крестьян, рыбаков. Связь Николаевска с Хабаровском, Благовещенском, Владивостоком, Камчаткой, Японией, Китаем довольно регулярно поддерживалась по Амуру пароходами Амурского общества пароходства и торговли (АОПиТ) и других компаний. А по морям Тихого океана в основном судами добровольного флота.


Главное государственное промышленное предприятие Николаевска  в предреволюционные годы - это Николаевский-на-Амуре морской коммерческий порт. За три с половиной года его строительства (1914—1917 гг.) порт превратился в крупное промышленно-транспортное предприятие Нижнего Приамурья, Северного Сахалина и Охотоморья. Порт имел свою развитую инфраструктуру — портовый и землечерпальный флот, достаточное количество набережных (причалов), складских помещений, ремонтную базу, электростанцию, телефонную станцию и т. д.  


На 1 марта 1917 г. было зарегистрировано в Николаевске на Амуре — 54 катера, 40 шхун, 20 барж, 98 халок, 54 рыбницы, 563 кунгаса, 135 шампунок и 296 лодок.


К государственным учреждениям в Николаевске относились органы связи — почта, телеграф, телефон, радиотелеграф (радиостанция). Надо отметить, что Николаевская радиостанция считалась самой важнейшей радиостанцией на Дальнем Востоке. Через нее радиостанции Керби, Охотска, Наяхана, Гижиги, Петропавловска-Камчатского, Сахалина осуществляли связь с европейской Россией.


В городе торговали магазины таких крупных на Дальнем Востоке фирм, как «Кунст и Альберс», Небеля, Симады, Чурина, братьев Пьянковых и многих других. Особенно популярными среди николаевцев были двухэтажные универмаги торговых домов «Кунст и Альберс», «Небеля и К0», «П.Н. Симада», солидный одноэтажный каменный универмаг И.Я. Чурина, магазины Румарчука, Вергазова, Гросберга, Самсоновича, Шульца и гречушкина и многие мелкие магазинчики и лавчонки, число которых достигало пятидесяти. На 1 января 1917 г. число торговых заведений в Николаевске всех разрядов (крупных и мелких) превышало уже цифру 100. Надо отметить, что с превращением Николаевска в довольно-таки образованный и культурный город здесь возникает новый вид торговли — книжный. В 1913—1917 годах книжные отделы в Николаевске имелись в универмагах Кунста и Альберса, Чурина, Пьянковых, в городе был открыт книжный и писчебумажный магазин И.М. Кузнецова.


Из предприятий крупных капиталистических фирм и отдельных владельцев в Николаевске можно отметить следующие: механический завод японского купца П.Н. Симады, такой же завод «Товарищества Суходольского и Федулина», паровую кузницу Огиенко, механические мастерские морского ведомства, лесопильно-бочарный и деревообделочный завод «Товарищества Рубинштейн и К0», лесопильные заводы «Т-ва бр. Бермант», Филиппова, кирпичные заводы Григоренко, Вавилова, «Ильина и К0», бондарные мастерские Дельнова и Ширяева, столярно-лодочные Мышкова, Михайлова, Хирояма, Юрино, кузнечно-слесарные и оружейные Гибина, Новака, Аксенова, Слепухина, Андреева, Хидалина, Лан-дцзы и огромное количество мелких различных заводиков и мастерских (изготовление минеральных и шипучих вод, мыловаренные, булочные, кондитерские, хлебопекарни, парикмахерские, портные, по ремонту обуви, столярные, слесарные, кожевенные, пивоваренные, колбасные, бондарные, часовые, прачечные), число которых переваливало свыше сотни.



Развитие промышленности и транспорта на Нижнем Амуре позволило городу принять участие в промышленной выставке в Хабаровске в 1913 г. Особый интерес у посетителей вызывал раздел «Амурская низовая рыбопромышленность», где были представлены наряду с образцами рыбопродукции и представители нижнеамурской ихтиофауны. Многие жаждали увидеть своими глазами экземпляр калуги весом в 40 пудов, выставленный в центральной витрине.



К 1917 году в Николаевске возросло число финансово-кредитных учреждений, обслуживающих все слои населения, промышленные и торговые фирмы, и достигло 9 — две государственные сберегательные кассы, государственное казначейство, Городской банк, Общество взаимного кредита, отделения Государственного банка, Сибирского торгового банка, Русско-азиатского банка, Московского народного банка. В городе работало две аффинажные (золотоочистительные и сплавочные) лаборатории — государственная и Русско-азиатского банка. 



В городе действовало две электростанции — городская и морского порта ( а также одна электростанция находилась на территории Чныррахской крепости). 


Теперь остановимся на транспорте. Внутригородской транспорт полностью находился в частных руках — и грузовой извоз, и легковые извозчики. Каждый год городская дума устанавливала потолок цен на пользование грузовым и легковым транспортом. Первые автомашины, появившиеся в городе в 1914—1916 годах, — это грузовые пожарные автомобили городской и портовской пожарной команды. В зимнее время кроме конного способа передвижения в городе широко использовались собачьи упряжки.



Формирование в городе и регионе новых промышленных предприятий и целых отраслей хозяйства потребовало увеличения количества грамотных людей и квалифицированных специалистов. Поэтому не удивительно, что за эти 10 лет в Николаевске возросло количество низших, средних и среднеспециальных учебных заведений. К 1917 г. в городе функционировали следующие низшие (начальные) учебные заведения: городское двухклассное училище, две двухклассных церковноприходских школы, одноклассная церковно-приходская школа, начальное училище имени Гоголя, воскресная школа для взрослых, школа рыбного дела, школа бондарного мастерства, корейская частная начальная школа и татарская частная начальная школа. Из средних общеобразовательных заведений в городе имелись одно вышеначальное училище, женская гимназия и реальное училище.  



Городское реальное училище

Важную часть в работе городского самоуправления составляли городские доходы и расходы. За счет же чего осуществлялась в Николаевске доходная часть городского бюджета? Во-первых, существовали постоянные сборы — оценочный (с недвижимого имущества), с документов на право торговли и промыслов, с трактиров, постоялых дворов, съестных и закусочных заведений, с извозного и перевозного промысла, с лошадей и экипажей, принадлежавших частным лицам, с владельцев собак и т. д. Во-вторых, с городских объектов — городская пристань, городская аптека, городской банк и т. д. В-третьих, значительную часть доходов в городскую казну составляли так называемые «дополнительные доходы» — за клеймение мер и весов, сборы от заключения различных актов и операций, штрафы, пени, начеты, взыскания, доходы от ежегодной продажи населению государственной муки, различного имущества, от выручки за сдачу в аренду городских рыбных участков и промыслов, лесных дач. Городские расходы так же были в первую очередь обязательные и затем — дополнительные. К обязательным расходам относились следующие: жалования городскому голове, секретарю, членам управы, учителям, городскому врачу и акушерке; на уличное освещение, содержание и ремонт мостов, устройство арестных помещений при полиции, отопление и освещение тюрем, содержание полиции, пожарной части, выдача государственному казначейству, а также отдельным ведомствам и учреждениям определенных пособий, кредитов.


Говоря о деятельности Николаевского городского самоуправления и учитывая его классовый характер, нельзя все-таки не признать, что городская дума и управа для всех жителей нашего города сделали много полезного. Например, дума добилась положительного решения в выполнении таких своих постановлений и ходатайств, как строительство и открытие в Николаевске коммерческого морского порта, ремесленной школы, реального училища, целого ряда школ, городского цирка, кинотеатра, общественного собрания, городской электростанции и телефонной станции. Город содержал прекрасную библиотеку, хорошо оснащенную пожарную команду.


Дума выделяла значительные суммы на помощь безработным, на бесплатное обучение, на строительство памятника Г.И. Невельскому, на стипендии студентам Восточного университета (г. Владивосток), на содержание пастеровской станции в Хабаровске, на ихтиологические работы по рыборазведению. Дума увековечила память великих русских писателей Льва Толстого и Николая Гоголя — селение Лев Толстой, школа имени Гоголя, улица Гоголевская (ныне улица Гоголя). Был установлен ценовой потолок на продукты первой необходимости, выше которого городские купцы не имели права поднимать цены.


Не был город обойден и культурными заведениями. Как отмечали современники, в Николаевске в эти годы была создана по количеству томов и содержанию одна из лучших на Дальнем Востоке городская публичная библиотека. Кроме того, в городе действовали бесплатная библиотека-читальня при народном доме, а также при реальном училище, церковном приходе, общественном и военном собрании, гарнизоне и т. д. В период с 1908 по 1916 год в самом Николаевске было издано 7 книг. Это сборник стихов и рассказов городского ветврача Павловского (псевдоним «Джиованни»), различные брошюры, отчеты, уставы различных обществ. Однако, тираж этих изданий редко превышал 500 экземпляров. Но это был первый издательский опыт. Из зрелищных учреждений для горожан в эти годы в городе работало: два кинотеатра — «Модерн» и «Прогресс», цирк, 4 драматических зала, народный дом, военное собрание, общественное собрание, ипподром, кегельбан. Каждую субботу и воскресенье летом в любую погоду в раковине городского сада (ныне Пионерский парк), сменяя друг друга, играли военный и пожарный духовые оркестры. 


Наибольшего подъема в своей деятельности городское самоуправление достигло в 1913— 1914 годах, когда Николаевск вновь стал областным центром (на этот раз Сахалинской области). В городе помимо местных государственных и муниципальных учреждений были открыты и размещены такие крупные правительственные органы, как канцелярия Сахалинского губернатора, областной суд, штаб крепости, управление морского порта, таможня и т. д. В 1914 году Николаевск имел на одного горожанина самую большую сумму расхода (даже в сравнении с Владивостоком, Хабаровском или Благовещенском) на Дальнем Востоке. В 1914 г. при постоянном населении в 15 443 человека (временные, т. е. сезонные, путинные рабочие не принимались во внимание) бюджет города исчислялся в 650 000 золотых рублей, т. е. на одного горожанина приходилось 42 рубля золотом. Из чего складывался в 1914 году бюджет Николаевска, т. е. 650 тысяч золотых рублей (в обращении были еще обесцененные бумажные рубли)? А доходы были следующие: годовая аренда городских рыбных промыслов в 1914 году дала 220 000 золотых рублей; эксплуатация городских лесов, пашен, лугов и других оброчных статей — 135 000 золотых рублей; сдача в аренду городских торговых помещений (гостиного двора, торговых рядов и т. д.) — 140 000 золотых рублей; городская электростанция приносила годовой доход в 50 тысяч золотых рублей; остальные доходы — 105 000 золотых рублей дали мелкие городские учреждения и объекты — городская аптека, городской банк, городская пристань и т. д.


Николаевское городское самоуправление просуществовало до начала 1918 г. В марте 1918 года власть в Сахалинской области и ее центре — городе Николаевске-на-Амуре перешла в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и их исполкомов. С установлением в сентябре 1918 г. власти японских интервентов городская дума и управа были восстановлены и просуществовали до марта 1920 г., когда город был освобожден партизанской Красной Армией, и органы городского самоуправления вновь были заменены Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Трагической оказалась судьба последней (1918— 1920 гг.) городской думы и управы. Почти все ее депутаты (гласные) и члены управы во главе с городским головой Карпенко в мае 1920 г. были расстреляны по приказу Тряпицына, так же как и проживавшие в Николаевске гласные городских дум прошлых лет во главе с бывшим городским головой П.И. Андржеевским. Чудом осталось в живых несколько человек.

Подробнее о том, что случилось с городом здесь: https://toihara.livejournal.com/9465.html

Tags: Николаевск-на-Амуре, николаевские события 1920
Subscribe

Posts from This Journal “Николаевск-на-Амуре” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments