toihara (toihara) wrote,
toihara
toihara

Categories:

об оружии партизан приморья

По воспоминаниям некоторых партизан, Тряпицын пришёл с Сучана - там он начинал свою "революционную деятельность" на Дальнем Востоке.



Из книги-воспоминания партизанских командиров Н.Ильюхова М.Титова "Партизанское движение в Приморье" 1928 года:

во Фроловке, Казанке и других селах кустарное производство патронов и вырабатывали их в таком количестве, что могли в значительной степени смягчить остроту патронного кризиса. Сущность производства заключалась в следующем: сучанские шахтеры в своих мастерских сделали необходимое количество металлических формочек («калып», как их называли) для отливки из свинца пуль; в пустую гильзу, которую партизан после выстрела должен был обязательно сохранять и передавать в мастерские, насыпался порох, старый использованный капсюль сменялся новым, забивался небольшой пыж (можно впрочем и без него), вставлялась отлитая пуля в гильзу, и патрон готов. Легко понять теперь неосновательность жалоб белых на то, что партизаны употребляли нарезные патроны. Приготовленные подобным способом патроны в случаях попадания делали такие раны, что спасти раненого было почти невозможно.

Впрочем мы сами принимали меры к добыче пуль с твердой оболочкой, так как свинцовые пули оказывались пригодными только для берданок. Тут нам помогло наследство, которое оставил после себя еще со времен царского режима гарнизон, охранявший «дисциплинарный батальон» в селе Анучино.
В течение десятков лет в Анучине обучали солдат стрельбе. Стрельбищем служил земельный вал, в котором было накоплено большое количество пуль из 3-линейных винтовок. Мы решили воспользоваться этим богатейшим кладом. Сконцентрированные в Анучине арестованные сельские попы, которых мы предусмотрительно задержали почти всех поголовно, были приспособлены к работе по раскопке вала и собиранию пуль.
Это предприятие оказалось довольно продуктивным: материал для патронных мастерских доставлялся в большом количестве, и работа закипела.


сучанский партизан Тихон Самусенко

Параллельно с изготовлением патронов наши мастерские стали создавать при себе новые «цехи» по выделке бомб. Это производство являлось еще более примитивным, хоть и не менее важным. Чтобы сделать бомбу, бралась пустая банка из-под консервов (а банок у нас было предостаточно после того, как мы захватили консервные заводы Люри и К° и Стахеева), в нее вкладывался заряд взрывчатых веществ (динамит), мелкие куски жести, железа, проволоки; все это закрывалось крышкой, к которой приделывался фитиль из бикфордова шнура, и бомба готова. Для употребления этого смертоносного снаряда требовалась сноровка и даже, если хотите, искусство; не каждый мог им пользоваться. Во-первых, нужна была выдержка, так как фитиль зажигался спичкой и бомбу нужно было продержать столько времени в руках, сколько требовалось времени, при хладнокровном настроении, для счета до восьми. По счету «девять» бомба бросалась в место, где больше всего скучивался противник. Взрыв был потрясающий; как-то своеобразно соединялся глухой гул с режущим ухо треском. Содержимое банки-бомбы разлеталось во все стороны, поражая все на пути. Если партизан заранее не приготовил себе убежища, ему так же, как и врагам, грозила смерть или, еще хуже, ранение, которое в известном случае было самым тяжелым исходом, так как попадавший в тело кусок гвоздя или грязной ржавой жести не только рвал на куски мясо, но, как правило, производил заражение крови.

(Н.Ильюхов, М.Титов. Партизанское движение в Приморье. Пгд, 1928. стр.62)

-------------------

P.S. из книги Ю.А.Тарасова "Партизанское и подпольное движение на территории хабаровского края в период колчаковщины" 2013 :

"Первые расстрелы отдельных священников были связаны с их конкретными доносами на партизан представителям белых властей. Н.К.Ильюхов упоминает два таких случая, но затем добавляет, что «как только роль попов была разгадана, песенка их была спета … с уверенностью можно сказать, что в приморских сёлах «батюшек» (если они вообще теперь там появились) со стажем с 1919 года не найти и днём с огнём» (Н.Ильюхов, М.Титов. Партизанское движение в Приморье. Пгд, 1928. С. 155).

Такая уверенность одного из руководителей партизанского движения в Приморье может говорить о том, что по крайней мере большинство служителей церкви здесь были физически уничтожены партизанами. Сначала, правда, их, по свидетельству того же Ильюхова, «предусмотрительно задержали почти всех поголовно» и «сконцентрировали» в Анучино. Там арестованных попов использовали для выкапывания пуль на дореволюционном военном стрельбище (Там же. С. 62). Дальнейшая их судьба неизвестна. Поскольку партизаны вынуждены были под натиском белых и интервентов покинуть Анучино приблизительно 20-го июля, эта дата может считаться последним днём существования данного концентрационного лагеря и, возможно, его заключённых.
Tags: 1920-ые, Дальний Восток, гражданская война на ДВ, николаевские события 1920
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments